РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «КРАСНОРЕЧИЕ – ШАГ К УСПЕХУ» ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 8 класс Cоставлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом министерства просвещения РФ № 287 от 31 мая 2021 года. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс внеурочной деятельности «Красноречие – шаг к успеху» является практикоориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся, даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире и осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни, что обеспечивает достижение личностных, метапредметных, предметных результатов: Личностные: - осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; - достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: Регулятивные УУД: - владение всеми видами речевой деятельности; - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - владение разными видами чтения. Познавательные УУД: - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; - умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - способность к преобразованию, сохранению и передаче информации. Коммуникативные УУД: - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях. Предметные: - овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; -использование нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных высказываний. Планируемые результаты (научатся): - создавать монологические высказывания на разные темы; - принимать участие в диалоге; - выразительно читать текст вслух; - пересказывать текст с привлечением дополнительной информации (цитаты); - владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; - владеть различными видами аудирования и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; - адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); - участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Введение (1 ч.) Теория: Структура итогового сочинения. 2. Выразительное чтение текста (13 ч.) Теория: Принципы выразительного чтения текста. Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче. Сложные, труднопроизносимые слова. Орфоэпические нормы имён существительных, прилагательных. Грамматические нормы употребления имён прилагательных, существительных. Орфоэпические и грамматические нормы употребления имён числительных. Орфоэпические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий. Грамматические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. Практика: Работа с текстом. 3. Пересказ текста с включением цитаты (4 ч.) Теория: Принципы запоминания текста. Правила цитирования текста. Включение цитаты в пересказ. Практика: Пересказ текста с использованием дополнительной информации. 4. Монолог на предложенную тему (11 ч.) Теория: Культура ведения монолога. Монолог информационный, убеждающий и побуждающий. Лексические нормы употребления имён существительных, числительных, глаголов, причастий и деепричастий. Лексические и грамматические нормы употребления местоимений. Обобщающая работа на все виды речевых ошибок. Виды монологической речи: устный рассказ, информация, отчёт, сообщение, доклад, ораторские выступления, лекция, обзор событий. По типу речи выделяют три вида монолога: повествование, описание, рассуждение. Практика: Выполнение задания 3 из тренажеров по итоговому собеседованию. 5. Ведение диалога (3 ч.) Теория: Понятие о диалоге. Особенности ведения диалога. Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. Практика: Выполнение задания 4 из тренажеров по итоговому собеседованию. 6. Повторение и закрепление изученного (2 ч.) Практика: Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку. III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Раздел Теория 1 2 3 4 5 6 Введение Выразительное чтение текста Пересказ с включением цитаты Монолог на предложенную тему Ведение диалога Повторение и закрепление изученного ИТОГО: Из них к\раб 1 13 4 11 3 2 34 1 1 1 1 4 IV. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Разделы, темы п/п 1. Введение Основное содержание по Характеристика основных видов темам учебной деятельности Структура итогового собеседования по русскому языку. Знакомятся с типами заданий итогового собеседования по русскому языку, критериями оценивания. Кол. часов 1 Принципы выразительного чтения текста. Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. 2. Слушают декламации известных артистов. Знакомятся с терминами «логическое чтение», «ударные слова», «логическая и психологическая паузы». Воспроизводят тексты разных стилей речи. Активизируют умения соблюдать паузы и логические ударения, передающие авторский замысел. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. Читают текст, контролируя темп Соответствие темпа речи. Активизируют умение чтения коммуникативной соблюдать равномерность Выразительное задаче. дыхательных циклов при чтении. 13 чтение текста Знакомятся с труднопроизносимыми Сложные, для дикции словами. Участвуют в труднопроизносимые лингвистической игре, направленной слова. на запоминание произношения сложных слов. Орфоэпические нормы имён существительных. Повторяют орфоэпические нормы употребления слов с подвижным ударением. Участвуют в лингвистической игре, помогающей запомнить ударение в словах, в которых часто допускаются ошибки. Грамматические нормы имён существительных. Активизируют правило определения рода несклоняемых существительных. Определяют род аббревиатур и составляют с ними словосочетания. Орфоэпические нормы употребления имён прилагательных. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. Грамматические нормы употребления имён прилагательных. Правильно образуют сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. Орфоэпические нормы употребления имён числительных. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. Грамматические нормы употребления имён числительных. Правильно образуют падежные формы порядковых и количественных числительных. Составляют словосочетания с числительными. Орфоэпические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий. Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. Грамматические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Читают текст, определяя роль глаголов, причастий и деепричастий в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов. Контрольное чтение. Воспроизводят текст с учётом произносительных норм и пунктуационного оформления. Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Принципы запоминания Изучают принципы запоминания текста. текста. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста. 3. 4. Правила цитирования текста. Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включённых цитат. Усваивают требования к устному выступлению. Включение цитаты в пересказ. Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными словами. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст разными способами. Контрольная работа. Пересказ с включением цитаты. Анализируют текст и формулируют его основную мысль. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст, включая цитату в пересказ. Культура ведения монолога. Монолог информационный, Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания воспроизведения устной монологической речи. Пересказ текста с включением цитаты Монолог на предложенную тему 4 11 убеждающий и побуждающий. Культура ведения монолога. Тип речи – повествование. Анализируют приведённое изложение ученика, указывают недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...». Культура ведения монолога. Тип речи – описание. Редактируют текст-описание. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Составляют монолог, описывая фотографию. Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Характеризуют тексты, содержащие описания природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Культура ведения монолога. Тип речи – рассуждение. Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функциональносмысловых типов речи. Приводят доказательства для раскрытия темы «Всегда ли нужно следовать моде?» и др. Лексические нормы употребления имён существительных. Активизируют базовые понятия лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют лексическое значение слов. Повторяют паронимы. Лексические нормы употребления имён прилагательных. Активизируют знания об употреблении кратких и полных прилагательных, качественных и относительных прилагательных. Различают паронимические пары имён прилагательных. Лексические нормы употребления имён числительных. Активизируют знания об употреблении собирательных и количественных числительных. Лексические и грамматические нормы употребления местоимений. Активизируют знания об употреблении местоимений. Работают с текстом, исправляя речевые ошибки. 5. Ведение диалога Лексические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий. Активизируют знания об употреблении глаголов, причастий и деепричастий. Различают паронимические пары глаголов. Обобщающая работа на все виды речевых ошибок. Исправляют текст, в котором присутствуют все виды речевых ошибок. Контрольная работа. Монолог на предложенную тему. Воспроизводят монолог на предложенную тему (описание, повествование, рассуждение). Понятие о диалоге. Особенности ведения диалога. Активизируют приёмы и правила эффективного слушания речи в ситуации диалога. Работают в парах. Моделируют ситуацию диалога. Знакомятся с понятием внимательного молчания. Анализируют законы риторики Понятие о внимательном диалога (концептуальный закон, молчании. Законы закон эффективной коммуникации, риторики диалога. речевой закон, закон общения и системно-аналитический закон). Моделируют ситуацию диалога. Контрольная работа. Диалог. 6. Повторение и закрепление изученного Строят диалог с экспертом (учителем). Активизируют полученные знания. Читают выразительно текст, Тренировочное итоговое пересказывают его с включением собеседование по 2 цитаты, составляют монолог на русскому языку заданную тему и вступают в диалог с экспертом (учителем). Итого: 34 № Содержание (тема урока) 1 Введение. Структура итогового собеседования по русскому языку. Выразительное чтение текста (13 ч.) Принципы выразительного чтения текста. 1 Интонационное соответствие пунктуационному 1 оформлению текста. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче. 1 Сложные, труднопроизносимые слова. 1 Орфоэпические нормы имён существительных. 1 Грамматические нормы имён существительных. 1 Орфоэпические нормы употребления имён 1 прилагательных. Грамматические нормы употребления имён 1 прилагательных. 2 3 4 5 6 7 8 9 3 Кол.ч темат 1 Кол.ч факт. Дата При 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Орфоэпические нормы употребления имён числительных. 1 Грамматические нормы употребления имён числительных. 1 Орфоэпические нормы употребления глаголов, причастий 1 и деепричастий. Грамматические нормы употребления глаголов, причастий 1 и деепричастий. К\р 1 Контрольное чтение. 1 Пересказ с включением цитаты (4 ч.) Принципы запоминания текста. 1 Правила цитирования текста. 1 Включение цитаты в пересказ. 1 К\р 2 Пересказ с включением цитаты. 1 Монолог на предложенную тему (11 ч.) Культура ведения монолога. 1 Монолог информационный, убеждающий и побуждающий. Культура ведения монолога. Тип речи – повествование. 1 Культура ведения монолога. Тип речи – описание. 1 Культура ведения монолога. Тип речи – рассуждение. 1 Лексические нормы употребления имён существительных. 1 Лексические нормы употребления имён прилагательных. 1 Лексические нормы употребления имён числительных. 1 Лексические и грамматические нормы употребления 1 местоимений. Лексические нормы употребления глаголов, причастий и 1 деепричастий. Обобщающая работа на все виды речевых ошибок. 1 К\р 3 Монолог на предложенную тему. 1 Ведение диалога (3 ч.) Понятие о диалоге. Особенности ведения диалога. 1 Понятие о внимательном молчании. Законы риторики 1 диалога. К\р 4 Диалог. 1 Повторение и закрепление изученного (2 ч.) Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку. 1 Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку. 1