РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 10 класс ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы элективного курса «Комплексный анализ текста» определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Программа курса предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности . Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Содержание курса строится по основным направлениям: текст и его признаки, речь, её формы, функциональные стили речи, художественные средства выразительности, анализ текстов, композиция сочинения-рассуждения. В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Научить грамотному владению устной и письменной речью через комплексный анализ текста, овладеть приемам работы с тестовыми заданиями при подготовке к итоговой аттестации, развивать умение создавать собственное высказывание на заданную тему. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся. МЕСТО КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа реализуется в работе с обучающимися 10 класса. Программа курса рассчитана на год с проведением занятий 1 раз в неделю. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы; - оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - составление плана текста; - анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - информационная переработка устного и письменного текста; - создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Курс предполагает освоение предмета с целью формирования у обучающихся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как неотъемлемых составляющих современного выпускника общеобразовательной организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира человеческого бытия. Личностные результаты: - сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире; - через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое Воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей свое будущее с развитием своего края, города села; - посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты: - способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации; - обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи; - освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирование, тезирование, выявление основной мысли и приводимых аргументов; - приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов; - овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств; - владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование); Предметные результаты: - сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»; - понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; - закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, делового общения; - владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведенной речи; - владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нем информации (основная/второстепенная, явная/скрытая); - представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров; - способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое к ним отношение в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять; - осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Текст и его признаки (6 часов) Введение. Текст и его признаки (структура текста). Тема, идея, основная мысль текста, проблематика текста. План (краткий и развёрнутый), тезисы (понятие уметь давать), конспекты (сжатые и развёрнутые). Средства связи предложений в тексте (их знание, умение ими пользоваться). 2. Речь, её формы. (5 часов). Речь, формы речи (устная, письменная). Диалог, монолог (ситуации, при которых используются). Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Сочетание типов речи в одном тексте. Описание общего вида местности (город, комната). Описание действий живого и неживого предмета. 3. Функциональные стили речи. (8 часов). Функциональные стили речи. Уроки устной речи. Сфера использования стиля. Научный стиль, сфера использования. Публицистический стиль, основные признаки. Официально-деловой стиль. Художественный стиль. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения. 4. Художественные средства выразительности. (5 часа). Средства художественной выразительности. Применение их в создании собственных текстов. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Работа по текстам мастеров художественного слова Стилистические фигуры. Эпитеты, метафора, анафора, олицетворение, градация- связь и различие между ними. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. 5. Анализ текстов. (6 часа). Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Средства выражения позиции автора: словамаркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале. 6. Композиция сочинения-рассуждения (4ч.) Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с частью заданий ЕГЭ. III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Разделы Кол-во часов Текст и его признаки Речь, ее формы Функциональные стили речи Художественные средства выразительности Анализ текстов Композиция сочинения-рассуждения ИТОГО: 6 5 8 5 6 4 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Кол.ч Содержание (тема урока) темат Кол.ч факт. Текст и его признаки (6ч.) Введение. Текст и его признаки (структура текста). 1 Тема, идея, проблематика текста. 1 Тема, основная мысль текста, проблема. 1 План (краткий и развернутый). Тезис. 1 Конспект (сжатый и развернутый). 1 Средства связи предложений в тексте. 1 Речь, ее формы (5ч.) Речь, формы речи (устная, письменная). Диалог, 1 монолог. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). 1 Сочетание типов речи в одном тексте. 1 Описание общего вида местности (город, комната). 1 Описание действий живого и неживого предмета. 1 Функциональные стили речи (8ч.) Функциональные стили речи. Сфера использования 1 стиля. Научный стиль, сфера использования. 1 Публицистический стиль, основные признаки. 1 Официально-деловой стиль. 1 Художественный стиль. 1 Способы выявления проблем в публицистических и 1 художественных текстах. Типовые конструкции для формулирования проблемы. 1 Типичные ошибки при формулировании проблемы и 1 способы их устранения. Художественные средства выразительности (5ч.) Средства художественной выразительности. 1 Средства художественной выразительности. 1 Применение их в создании собственных текстов. Эпитеты, метафора, анафора, олицетворение, градация1 связь и различие между ними. Дата Прим 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Виды аргументов: рациональные (логические), 1 иллюстративные, ссылки на авторитет. Структура аргумента: тезис, логический переход, 1 аргумент, микровывод. Анализ текстов (6ч.) Типы проблем: философские, социальные, 1 политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и 1 художественных текстах. Типовые конструкции для формулирования проблемы. 1 Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, 1 оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и 1 рассказчик. Особенности введения аргументов из жизненного опыта, 1 основанных на краеведческом материале. Композиция сочинения-рассуждения (4ч.) Композиция сочинения-рассуждения на основе 1 прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в 1 тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. 1 Работа с частью заданий ЕГЭ. 1