РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Математическая логика» для обучающихся 6 класса 2 Пояснительная записка Данная рабочая программа курса «Математическая логика» по общеинтеллектуальному направлению для 6-го класса составлена с учетом требований ФГОС ООО, утверждённых приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями) и примерного учебного плана. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства. Актуальность программы определена тем, что математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. В свою очередь логика способствует развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, 3 применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательнологических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка. Основу программы составляют инновационные технологии: личностно- ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии. При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. Программа кружка рассчитана на один год обучения по 1 часу в неделю (34 занятия в течение учебного года). Цели курса Познавательные: приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах; приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств; удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин таких, как информатика, математика и т.д. формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности. Развивающие: совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство); 4 развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.); мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации); интеллектуальное развитие учащихся в ходе решения логических задач и упражнений. Воспитательные: становление самосознания; формирование чувства ответственности за принимаемые решения; воспитание культуры умственного труда. Внеурочная деятельность в школе позволяет решить ряд очень важных задач: повысить мотивацию к обучению отдельных предметов; формировать навыки исследовательской и проектной деятельности школьников; развивать метапредметные компетенции учащихся; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Задачи изучения курса: 1. Дать представление об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем. 2. Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д. 3. Сформировать умение замечать математические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок. 5 4. Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению правил и законов. 5. Выработать практические навыки последовательного и доказательного мышления. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские. Виды деятельности: творческие работы, задания на смекалку, лабиринты, кроссворды, логические задачи, упражнения на распознавание геометрических фигур, решение уравнений повышенной трудности, решение нестандартных задач, решение текстовых задач повышенной трудности различными способами, решение комбинаторных задач, задачи на проценты, решение геометрических задач. Форма деятельности учащихся: фронтальная, Индивидуальная, групповая. Основные формы проверки знаний: тестирование, 6 личная олимпиада, математические соревнования. Межпредметные связи: экономика, естествознание. Планируемые результаты Личностные у учащихся будут сформированы: 1) ответственное отношение к учению; 2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; 5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; 6) 6)формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений; 7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; у учащихся могут быть сформированы: 1) первоначальные представления о филологической науке, как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 7 4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач; Метапредметные Регулятивные учащиеся научатся: 1) формулировать и удерживать учебную задачу; 2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; составлять план и последовательность действий; 5) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 7) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; учащиеся получат возможность научиться: 1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; 2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; 3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; 4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; 5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; Познавательные учащиеся научатся: 1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 8 2) использовать общие приёмы решения задач; 3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; 4) осуществлять смысловое чтение; 5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; 6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач; 7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; учащиеся получат возможность научиться: 1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности); 3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; 7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); 9 8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); 9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; Коммуникативные учащиеся научатся: 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; 2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; 4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; 5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; 6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные по окончании курса «Логика» учащиеся должны: знать: нестандартные методы решения различных математических задач; логические приемы, применяемые при решении задач; историю развития математической науки; виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения. уметь: логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач; применять изученные методы к решению олимпиадных задач; научиться новым приемам устного счета; 10 познакомиться с великими математиками; познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус; научиться работать с кроссвордами и ребусами; рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию; систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов; применять нестандартные методы при решении задач применить теоретические знания при решении задач; получить навыки решения нестандартных задач; выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении; решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи. Содержание курса Раздел № 1 «Арифметические и логические головоломки» (5 часов) Предмет и задачи логики. Ребусы. Математические софизмы. Раздел № 2 «Фейерверк нестандартных задач» (13 часов) Логика в математике. Табличный метод решения задач. Упорядоченное множество. Игры на логику. Палочки и фигуры. Числа и слова. Числовые ребусы. Раздел № 3 «Геометрическая смесь» (4 часа) Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Пять правильных многогранников Раздел №4 «Комбинаторные задачи» (8 часов) Метод перебора. Комбинаторное правило умножения. Дерево возможных вариантов. Способ сложения Раздел №5 «Математика из прошлого» (4 часа) Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого. Задачи народов мира Реализация воспитательного потенциала урока В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» рабочая программа курса 11 «Математическая логика» содержит следующие виды и формы деятельности воспитательного потенциала урока: - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; мотивацию включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; 12 - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Требования к уровню подготовки Изучение курса «Логика» позволяет достичь следующих результатов в личностном направлении: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении: первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 13 умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; в предметном направлении: умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора. 14 Календарно-тематическое планирование курса «Математическая логика » 6 класс (1 час в неделю. 34 часа) № урок а Тема урока Кол-во часов Раздел № 1 «Арифметические и логические головоломки» (5 часов) 1 2-3 4-5 6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 Предмет и задачи логики Ребусы Математические софизмы 1 2 2 Раздел № 2 «Фейерверк нестандартных задач» (13 часов) Логика в математике 1 Табличный метод решения задач 2 Упорядоченное множество 2 Игры на логику 2 Палочки и фигуры 2 Числа и слова 2 Числовые ребусы 2 Раздел № 3 «Геометрическая смесь» (4 часа) 19-20 Задачи на разрезание и перекраивание фигур 21-22 Пять правильных многогранников Раздел №4 «Комбинаторные задачи» (8 часов) 23-24 Метод перебора 25-26 Комбинаторное правило умножения 27-28 Дерево возможных вариантов 29-30 Способ сложения Раздел №5 «Математика из прошлого» (4 часа) 31-32 Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого 33-34 Задачи народов мира 2 2 2 2 2 2 2 2 Дата 15 Приложение №1 Информационно – методическое обеспечение 1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5- 6 классов. - М.: Просвещение, 2010. 2. Журналы «Математика в школе», 2000-2017. 3. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. М.: Айрис-пресс, 4. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис- 2010 пресс, 2012. 5. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы М.: Айрис- пресс, 2014. 6. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008. 7. П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотека «Первого сентября», серия «Математика», №3 (15)/2007) 8. Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999. - 210 с. 9. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для обучающихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 1984. -160 с. 10. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. - М.: Наука, 1985. - 158 с. 11. Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с. Интернет-ресурсы: - http://pedsovet.su/load/18 - http://planuroka.ru/ - http://schoolthree.ru/ - http://www.proshkolu.ru/ - http://nsportal.ru/ - http://www.openlesson.ru/