МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА РЕКОМЕНДОВАНО ПМПк МБОУ СОШ № 4 г. ЮжноСахалинска Протокол № 1 от 30.08.2019г. Председатель ПМПК Ширшова О.О. __________________________ УТВЕРЖДАЮ: И.о. директора МБОУ СОШ № 4 С.А. Радостева _______________ Приказ № 378-ОД от 02.09.2019г. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.1) 2 Содержание ВВЕДЕНИЕ Раздел I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты и способы оценивания достижений 1.3.Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Раздел II. Содержательный раздел 2.1. Программа формирования УУД у обучающихся с ЗПР(вариант 7.1) 2.2. Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) на уровне основного общего образования 2.4. Программа коррекционной работы. 2.5. Программа внеурочной деятельности. Раздел III. Организационный раздел 3.1. Учебный план ООО для детей с ЗПР (вариант 7.1) 3.2. Система специальных условий реализации АООП ООО в соответствии с требованиями Стандарта для детей ЗПР (вариант 7.1) 3 ВВЕДЕНИЕ Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.1) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. В процессе реализации программы в рамках деятельности ОО осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в ОО направлено на формирование у обучающихся жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме. Раздел I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка Нормативно-правовой базой образовательной программы являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г.) Приоритетные направления, цель и задачи в рамках инклюзивного образования 4 Выбор приоритетных направлений работы ОО, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства ОО, а именно: социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальными возможностями, способностями и интересами обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей; реальным состоянием физического и нравственного здоровья обучающихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни; необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг. Таким образом, организация инклюзивного образования в ОО строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива: -осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования; -создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового обучения; реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности; -обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся; -создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся. Приоритетные направления в деятельности ОО в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков: педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ; психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы; дополнительное образование; предпрофильная подготовка, направленная на социализацию учащихся; воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности; внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни. Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели. Целевое назначение адаптивной образовательной программы - создание в ОО педагогической среды с целью социально-персональной реабилитации учащихся с ОВЗ, последующей их интеграции в современном социально-экономическом и культурном пространстве. Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач: 5 1. Оптимизация культурно-образовательной функции ОО, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебновоспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, досуговой деятельности. 2. Создание постоянно действующей системы мониторинга за качеством социальнопедагогических услуг: - диагностика проблем развития учащихся; - мониторинг защиты прав учащихся; - социально-педагогическая поддержка семьи. 3. Оптимизация культурно-образовательной функции ОО, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих учащимся с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-4. воспитательного процесса. 4. Усиление регулятивно-воспитательной функции ОО, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников. 5. Совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников. 6. Организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников. 7. Создание чёткой структуры медико-психолого-социально-педагогического сотрудничества с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ. 8. Включение в систему образования внеобразовательных социальных структур. 9. Развитие органов ученического самоуправления, детских общественных организаций. 10. Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников. Таким образом, в ходе реализации программы обеспечивается содействие получению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей ОО. Основные принципы реализации АОП ООО Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям, их вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства. Принцип сотрудничества - построение взаимоотнощений в ОО на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки обучающихся, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения. Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии учащегося в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития». Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к учащемуся в зависимости от характера, структуры и выраженности, отмеченных у 6 него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов). Принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого обучающегося, формирование на этой основе индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого обучающегося. Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности. Принцип целостности предполагает построение деятельности на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования. Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения, повторения и учения на всех ступенях образования. 1.2. Планируемые результаты и способы оценивания достижений Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; 7 в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств.способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; 8 в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; -способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; -способность к наблюдательности, умение замечать новое; -овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; -стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; -умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять -способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; -сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; -сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Модель выпускника основной школы Выпускник уровня основного общего образования – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации. Воспитанник школы: уровень образовательных способностей, успеваемость; участие в коллективных, творческих делах школы; внешностные показатели поведения; сформированность психических процессов. Семьянин: социальный статус семьи; психофизическое здоровье. Член сообщества: 9 участие в досуговой деятельности; характер межличностных отношений в коллективе; знание историко-культурных и трудовых традиций края; участие в городских акциях, программах; трудовая активность. Гражданин: сформированность правосознания; сформированность человеческих качеств личности; профессиональная ориентация; участие в самоуправлении. Индивидуальность: направленность и особенности личности; гражданская позиция; способность интегрироваться в различные социальные сферы. 1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Основными направлениями и целями оценочной деятельности обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); 10 при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения программы коррекционной работы: Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП ООО. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Дан11 ные эксперсс-диагностики выступают в качесве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года) выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 4. Итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 07.11.2018 г. № 189/1513). Государственная итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения обучающимися программ основного общего образования. Задачами итоговой аттестации являются: контроль выполнения Федерального Закона № 273-ФЗот 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Закона РФ «О правах ребенка»; установление фактического уровня знаний, умений и навыков выпускников 9-х классов. Аттестация обучающихся осуществляется по четвертям. Диагностика текущей и промежуточной достижений осуществляется через систему зачётов, тематических и административных контрольных работ, мониторингов образовательных достижений. Итоговая аттестация по результатам обучения по программе основного общего образования предполагает проведение государственной итоговой аттестации. Аттестация учащихся с задержкой психического развития по итогам освоения образовательной программы основного общего образования проводится либо в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), либо в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Выпускники, успешно освоившие содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, получают документ государственного образца. Коммуникативные и социальные умения и навыки, т.е. умения общаться, самоопределение в классе, отношение к нравственным ценностям, индивидуальность, воспитанность, адекватность поведения отслеживается классным руководителем. Во внеурочной деятельности оценивается участие учащегося в жизни класса и школы, его досуг, творчество, инициатива, спортивные достижения. Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ установленного образца о соответствующем уровне образования. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по пятибалльной системе. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля. 12 Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются контрольные работы, тесты. Формы учета и контроля достижений обучающихся уровня основного общего образования В АОП ООО используются следующие основные формы учета достижений учащихся: текущая успеваемость; аттестация по итогам четверти, по итогам года; административные контрольные работы; защита исследовательской и проектной работы; творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках конференциях. По окончании 9 класса проводится государственная итоговая аттестация в двух формах: ОГЭ и ГВЭ. Возможно совмещение двух форм. РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного процесса. Овладение школьниками универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования. Программа развития универсальных учебных действий (УУД) детей с ЗПР в основной школе определяет: механизм взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД; планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования; ценностные ориентиры развития универсальных учебных действий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач, как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся; условия развития УУД; преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. 13 Содержание и способы общения и коммуникации обуславливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Исходя из того что, в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы – «учить ученика учиться в общении» Планируемые результаты усвоения обучающимися УУД В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Подробное описание планируемых результатов формирования универсальных учебных действий даётся в целевом разделе настоящей основной образовательной программы «Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ». Формирование универсальных учебный действий. Технологии развития универсальных учебных действий, так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе заложен системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как: средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ; инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности путём моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности; средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников; средства развития личности за счёт формирования навыков культуры общения; эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности. Решение задачи развития УУД в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективных курсов). 14 Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как: ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). 2.2. Программы отдельных учебных предметов, коррекционно-развивающих занятий обучающихся с ЗПР. (Приложения к АООП ООО) 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Целью воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На уровне основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи. В области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; 15 • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности; • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом; • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России; • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В области формирования социальной культуры: • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации; • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны; • развитие патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования; • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп; • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям; 16 • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России; • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: • укрепление отношения к семье как основе российского общества; • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.; • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России. Направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся. Понятие «гражданственность» в школе определяется как система личностно-значимых ценностных ориентиров, позволяющих человеку выразить себя в социально-ориентированной деятельности. Гражданская позиция рассматривается как интегративное качество личности, отражающее ценностное отношение к Человеку, Отечеству, Знаниям, Природе, (ценностям одинаково значимым, необходимым и достаточным для гражданина города – страны – мира). Принципы воспитания и обучения: -принцип баланса традиций и перемен, сущность которого заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, добиться его органического слияния с прошлым с ориентацией на будущее; -принцип воспитания в коллективе и через коллектив; -принцип индивидуализации процессов обучения и воспитания, основанный на глубоком психолого-педагогическом мониторинге; -принцип самоактуализации (побудить и поддержать стремлени учащихся к проявлению своих возможностей, способностей); -принцип субъектности (помочь ребенку стать субъектом жизнедеятельности); - принцип творчества и успеха. Ведущими концептуальными идеями программы воспитания и социализации являются: -приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; -приоритет функции воспитания: воспитание - органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития; -интеграция основного и дополнительного образования, учебной и внеурочной работы; -профессиональная компетентность педагога, способного обеспечить социально- психологическое сопровождение самостоятельной и инициативной деятельности ребенка в процессе познания; -здоровье как условие позитивного восприятия ребенком своей роли в окружающем мире; школьная среда – среда взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога. -действующая система норм и традиций; включённость обучающихся в эту систему на основе интересов и потребностей; профессиональная ориентация; 17 -социальные пробы: выбор и осуществление способов социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей, в результате освоения которых формируется социальная позиции и социальная ответственность, навыки конструктивного позитивного общения. 2.4. Программа коррекционной работы для учащихся с ЗПР. Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями: Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ЗПР: обучение в общеобразовательном классе по АОП; обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы. Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса: через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению); в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психологическая коррекция познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социальнопсихологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям); в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов, родителей, обучающихся, ребенка с ЗПР (помощь в формировании адекватных отношений между ребенком с ЗПР, одноклассниками, родителями, педагогами; работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/Школе); степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости. Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (далее ЗПР) в освоении ими ООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, социальной адаптации. Задачи программы: своевременное выявление детей с ЗПР; 18 определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии; определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории обучающихся АООП ООО, их интеграции в Школе; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи категории обучающихся с учётом особенностей их психического, речевого и (или) физического развития, индивидуальных возможностей; организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития, оказанию помощи в освоении АООП ООО; разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах. Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности. Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы). Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. Помимо психологической коррекции познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально-психологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, необходимым направлением программы коррекционной работы является медицинская коррекция и абелитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение). 19 Этапы реализации программы коррекционной работы: 1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации. 2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. 3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. 4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные направления, которые отражают её содержание: диагностическая работа; коррекционно-развивающая работа; консультативная работа; информационно-просветительская работа. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедико-педагогической помощи в условиях Школы. Диагностическая работа включает: раннюю (с первых дней пребывания, обучающегося в Школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов Школы; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 20 системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов); системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения; социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа предусматривает: 21 различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагогов- психологов, учитель-дефектолог, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-медикопедагогического консилиума (далее - шПМПк), которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПк является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав шПМПк ежегодно утверждается приказом директора Школы. Основные требования к условиям реализации программы: психолого-педагогическое обеспечение; программно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; материально-техническое обеспечение. Психолого-педагогическое обеспечение. обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР; обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с 22 нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий; развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. Программно-методическое обеспечение В процессе реализации Программы коррекционной работы используются: адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования, коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных общеобразовательных программ. Кадровое обеспечение Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку. В штатном расписании Школы есть педагога-психолог, социальный педагог. Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ. При необходимости в процесс реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школа может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материальнотехнических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы: Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. Информационное обеспечение 23 Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Планируемые результаты Программы коррекционной работы: 1. Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня содержания образования - достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП ООО. 2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития (уровень жизненной компетенции обучающегося с ЗПР). 3. Социальная адаптация обучающихся. Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих курсов. Рабочие программы курсов коррекционноразвивающих занятий АООП ООО вынесены в Приложение. 2.5. Программа внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с УО, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: -творческой самореализации обучающихся с УО в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; -позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, -активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ЗПР и ОУ, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Основные задачи внеурочной деятельности для учащихся с ЗПР: -коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с УО с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; -развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; -развитие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных видах деятельности; 24 -формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; -расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта; -формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; -формирование умений, навыков социального общения людей; -расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации; -развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; -развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ СОШ № 4 г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД 7-А КЛАСС Кл асс Направления внеурочной деятельности Название объединения Количество часов 7-А Общеинтеллектуальное направление «Путешествие по странам и континентам» 1 Общекультурное направление Метаморфозы листа бумага Спортивные игры 1 Спортивно – оздоровительное направление Общее кол-во часов внеурочной деятельности 3 ч. 1 Принципы и особенности организации внеурочной деятельности Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и способности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников. Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения. На содержание Модели повлияли следующие факторы: особенности и традиции школы, изучение запросов и интересов учащихся и родителей. Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков школы, дополнительного образования, КТД, воспитательные мероприятия. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя среднего и старшего звена, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь). Коллектив школы создает такую инфраструктуру полезной за25 нятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети посещают занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Спортивно-оздоровительное направление Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся уровня начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основные задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Духовно-нравственное направление Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: -формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; -становление активной жизненной позиции; -воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Общеинтеллектуальное направление Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Основными задачами являются: -формирование навыков научно-интеллектуального труда; -развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; -формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; -овладение навыками универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Общекультурное направление Целесообразность данного направления заключается в воспитании ценностного отношения к прекрасному. Основными задачами являются: -формировании основ эстетической культуры ; -развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Социальное направление 26 Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются: -формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; -формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; -становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -формирование основы культуры межэтнического общения; -формирование отношения к семье как к основе российского общества; -воспитание у школьников почтительного отношения к родителям. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) Программа внеурочной деятельности реализуется через: внеурочная деятельностиь Воспитательная программа классного руководителя Социальная активность Кружки внеурочной деятельности Коррекционные занятия Общешкольные мероприятия Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 27 Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде. Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты. Основные личностные результаты внеурочной деятельности: ―ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; ―ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ―осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона; ―элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. ―эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны; ―уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; ―готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; ―готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; ―понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; ―потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности; ―развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; ―расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей; ―принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; ―владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; ―способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия; ―способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения; ―способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; 28 ―мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Раздел III. Организационный раздел АОП ООО 3.1. Индивидуальный учебный план по адаптированной основной общеобразовательной программе, разработанной с ориентировкой на АООП ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1., учащегося 7-А класса Трапезова Владислава Александровича, обучающегося в классе возрастной нормы. Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы 7 класс Русский язык Литература Английский язык Русский родной язык Русская родная литература Математика Информатика История Обществознание География Биология 3 2 3 0,5 0,5 5 1 2 1 2 2 Химия - Физика 2 Музыка Изобразительное искусство Технология 1 1 1 Обязательная часть Филология Родной язык и литература Математика и информатика Общественно – научные предметы Естественнонаучные предметы Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнеФизическая культура деятельности ИТОГО: 3 30 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 2 Русский язык 1 Технология 1 ИТОГО: 32 Максимально допустимая недельная нагрузка Коррекционно-развивающие занятия (в рамках внеурочной деятельности) Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год 29 32 1 Продолжительность учебного года: Классы Начало учебного года 5-8 классы Окончание учебного года 29 мая 2020 года 02 сентября 9 классы 22мая 2020 года Продолжительность учебной недели: Пятидневная учебная неделя – 1-11 классы. Продолжительность учебных периодов: Учебные четверти Классы Начало и окончание четверти Количество учебных недель (количество дней) I четверть 5-8 классы 02.09.209 - 25.10.2019г. 8 недель(40 дней) 9 классы 02.09.2019 – 29.10.2019 8 недель 2 дня (42 дня) 5-8 классы 05.11.2019-30.12.2019г. 8 недель(40 дней) 9 классы 05.11.2019 – 30.12.2019 8 недель(40 дней) 5-8 классы 09.01.2020-24.03.2020г 10 недель 2 дня (52 дня) 9 классы 09.01.2020 – 27.03.2010г. 11 недель (55 дней) 5-8 классы 01.04.2020- 28.05.2020г. 7 недель 3 дня (38 дней) 9 классы 01.04.2020-22.05.2020г. 6 недель 3 дня (33 дней) II четверть IV четверть 5-9 классы 34 недели (170 день) Продолжительность каникул Каникулы Классы Начало и окончание каникул Количество календарных дней 5-8 классы 26.10.2019 -04.11.2019 10 дней 9 классы 30.10.2019 – 04.11.2019г. 6 дней 5-9 классы 31.12.2019-08.01.2020 9 дней 5-8 классы 25.03.2020- 31.03.2020 7 дней 9 классы 28.03.2020 – 31.03.2020 4 дня Осенние Зимние Весенние 5-8 классы 26 дней 9 классы 19 дней ИТОГО Летние каникулы 5-8 классы - с 29.05.2020 по31.08.2020 г. 3.2. Система условий реализации АООП 30 Кадровые условия реализации программы Кадровый потенциал образовательной организации: Показатель Всего педагогических работников 5-9 классах Из них: Педагог-психолог Социальный педагог Укомплектованность штатов педработниками Внешних совместителей Кол.чел. 16 1 1 100 % 0 0 Количество педагогических работников, имеющих высшее образование Количество педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование 16 100 0 0 Педагогических работников, имеющих квалификационную категорию: Высшую 1 6 Первую 5 31 Педагогических работников, имеющие соответствие занимаемой должности 6 38 Педагогических работников, прошедших повышение квалификации за последние 3 года. 16 100 % Возрастной состав педагогов Год До 30 лет От 30 до 40 От 40 до 50 От 50 до 55 Св. 55 2019/2020 1 3 5 1 6 Особенности организации учебной деятельности в ОО Уровень обучения Задачи 5-6 классы 7-8 классы - Формирование базы основных знаний, умений и навыков. - Расширение знаний об окружающем мире, развитие устной речи; развитие умения делать выводы и обобщения, правильно выражать свою мысль, развитие измерительных и вычислительных операций в сочетании с трудовым обучением. Закрепление навыков правильного письма. Сообщение профессиональных умений, практических знаний. Формирование общей культуры личности обучающихся, воспитанников на основе усвоения образовательного минимума общеобразовательных программ. Создание основы для осознанного выбора и последующего 31 Особенности процесса обучения Особую важность имеет межпредметная связь. Учет психофизических особенностей подросткового возраста. Развитие интереса к процессу обучения на основе индивидуальных возможностей учащихся в усвоении программного материала. Воспитание в учебной деятельности правильных межличностных отношений. Организация образовательного процесса с целью достижения обучающимися достаточного качества обучения. 9 классы освоения профессиональных образовательных программ. Развитие коммуникативных возможностей с опорой на реальные и проектируемые учителем ситуации трудового взаимодействия. Формирование базы основных знаний, умений и навыков. Коррекция знаний об окружающем мире, развитие устной речи; развитие умения делать выводы и обобщения, правильно выражать свою мысль, развитие измерительных и вычислительных операций. Сообщение профессиональных умений, практических знаний. Особую важность имеет межпредметная связь. Учет психофизических особенностей подросткового возраста. Развитие интереса к процессу обучения на основе индивидуальных возможностей учащихся в усвоении программного материала. Воспитание в учебной деятельности правильных межличностных отношений. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию АОП ООО Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с задержкой психического развития. В своей образовательной деятельности, направленной на развитие личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии: Педагогические технологии Педагогика сотрудничества Игровые технологии Технология КСО Проектная технология Основные характеристики Совместная развивающая деятельность ученика и учителя. Переход от педагогики требований к педагогике отношений. Гуманноличностный подход к ученику. Единство обучения и воспитания. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. При коллективных способах обучения возрастает роль коммуникативной составляющей и предполагает использование всех форм организации обучения (коллективную, групповую, парную и индивидуальную). создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся 32 ИКТ-технологии Здоровьесберегающие технологии Модульно-рейтинговая технология пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ). Основная цель использования метода информационного ресурса - закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации школьника в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности. Система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными; учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы; создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии; использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Основной алгоритм системы контроля знаний включает следующие действия: 1.Весь курс по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен; 2.По окончании каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний ученика; 3.В конце обучения выставляется общая оценка. 33 Модульно-рейтинговая технология представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу учащихся. 34