Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Южно-Сахалинска ПРИНЯТО: решением СОГЛАСОВАНО: Председатель Педагогического Совета Управляющего Совета Протокол № 1 от 28.08.2023 года СОГЛАСОВАНО: Председатель УТВЕРЖДЕНО: При Калинина Т. А. № 1 от 28.08.2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности, порядке текущего контроля успевтгёмееяги промежуточной аттестации учащихся МАОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее - Положение) является локальным нормативным актом муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Южно-Сахалинска (далее общеобразовательная организация - Школа). 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115, Уставом Школы. 1.3. Настоящее Положение определяет' формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Школе, их перевод в следующий класс (уровень) по итогам учебного года (освоения общеобразовательной программы предыдущего уровня). 1.1. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью внутренней системы Оценки качества образования и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями и локальными нормативными актами Школы. 1.3. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является установление соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся, определенных в ФООП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. 1.4. Общеобразовательная организация обеспечивает мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся. 1.5. Обучающиеся в форме семейного образования и самообразования зачисляются в Школу на период прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 1.6. В качестве результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут быть учтены результаты, полученные в иных Организациях, в соответствии с порядком, определенным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ". 1.7. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за отчетный период (учебный год, четверть), являются документальной основой для составления отчета о самообследовании и публикуются на его официальном сайте в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152- ФЗ "О персональных данных". 1.8. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления Школой, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, Учредитель. 1.9. Администрация общеобразовательной организации формирует единый для Школы график проведения оценочных процедур на учебный год или на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в Школе и оценочных процедур федерального и регионального уровней, документы о проведении которых опубликованы на момент начала учебного года либо на момент начала полугодия. 1.10. График утверждается приказом директора общеобразовательной организации и размещается не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия, на которое формируется график, на сайте Школы на главной странице подраздела "Документы" раздела "Сведения об образовательной организации" в виде электронного документа. 1.11. График может быть скорректирован при наличии изменений учебного плана, вызванных: • эпидемиологической ситуацией; • участием Школы в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом в случае, если такое участие согласовано после публикации Школой графика; • другими значимыми причинами. 1.12. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и дополнения. 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся - систематическая проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой и направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего образования. 2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях: • определения уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой; • своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса; • информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах обучения. 2.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся в Школе проводится: • поурочно; • по учебным четвертям. 2.4. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся Школы, за исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучающихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 2.5. Текущий контроль и фиксация его результатов в электронном журнале осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть основной образовательной программы. 2.6. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и по темам (тематическое оценивание) в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием образовательной программы, а также по итогам четверти. 2.7. Текущий контроль по учебным четвертям определяется на основании результатов текущего контроля успеваемости в следующем порядке: • по четвертям - во 2-9-х классах по предметам с недельной нагрузкой 1 час и более 1 часа; • по четвертям - в 10 -11 классах с 01.09.2023; 2.8. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. 2.9. Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах осуществляется по пятибалльной системе оценивания в соответствии с Положением оценивания образовательных достижений обучающихся МАОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска 2.10. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.11. При организации текущего контроля используются различные формы текущего контроля с учетом особенностей учебного предмета (Положение оценивания образовательных достижений обучающихся МАОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска 2.12. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, не допускается проведение оценочных процедур: • в первый учебный день после каникул для всех обучающихся общеобразовательной организации; • в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не посещавших занятия по уважительной причине; • проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; • проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании; • проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день. 2.13. Запрещаются ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения "предварительных" контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры; 2.14. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники общеобразовательной организации. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в журнале обучения на дому. 2.15. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом Школы о зачете результатов. 2.16. Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности, основной образовательной программой соответствующего уровня общего образования. Балльного оценивания внеурочной деятельности не осуществляется. 2.17. Отметки обучающихся за четверть выставляются на основании результатов текущего контроля успеваемости, осуществляемого поурочно, за 3 дня до начала каникул. Оценка за четверть выставляется на основе следующих требований: не менее трёх оценка, если предмет преподаётся один час; не менее пяти оценок, если предмет преподаётся два часа в неделю; не менее семи оценок, если предмет преподаётся три часа в неделю; не менее девяти оценок, если предмет преподаётся четыре и более часа в неделю. Средний балл в электронном журнале Оценка за четверть 4, 53 - 5 «5» 3,53 – 4, 52 «4» 2,53 – 3, 52 Менее 2, 53 «3» «2» 2.18. Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, более 50 процентов учебного времени, отметка за четверть не выставляется или выставляется на основе результатов письменной работы или устного ответа педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному материалу, а также результатов четвертной письменной работы. 3. Промежуточная аттестация обучающихся 3.1. Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в рамках освоения основных образовательных программ общего образования (по уровням общего образования). 3.2. Промежуточную аттестацию в Школе в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения; а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы Школы по индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 3.3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную аттестацию в Школе, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, бесплатно. 3.4. Промежуточную аттестацию обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам промежуточной аттестации обучающихся фиксируются в журнале обучения на дому. 3.5. Промежуточная аттестация обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном законодательством РФ и локальным нормативным актом Школы. 3.6. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и устно. 3.7. Форма и график проведения промежуточной аттестации определяется ежегодно на педсовете образовательной организации. 3.8. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в форме: • комплексной контрольной работы; • итоговой контрольной работы; • диктант, сочинение, изложение; • собеседование; • письменных и устных экзаменов; • тестирования; • защиты индивидуального или группового проекта; • диагностической работы по предмету; • накопительный учёт результатов по итогам учебного года в иных формах, определяемых образовательными программами Школы и (или) индивидуальными учебными планами. 3.9. ВПР используется как форма промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ с целью исключения дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР и снижения учебной нагрузки на учащихся. 3.10. Промежуточная аттестация осуществляется по всем предметам обязательной части учебного плана. 3.11. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) образовательной программы предыдущего уровня в соответствии с календарным учебным графиком; 3.12. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся со 2 по 11 класс. 3.14. Для обучающихся, осваивающих ФООП индивидуально на дому, промежуточная аттестация по предметам учебного плана соответствующего уровня образования основываться на результатах текущего контроля успеваемости, при условии, что по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана они имеют положительные результаты текущего контроля. 3.15. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены Школой для следующих категорий учащихся по заявлению родителей (законных представителей): • выезжающих на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; • отъезжающих на постоянное место жительства за пределы Сахалинской области и (или) Российской Федерации; • занимающихся на хорошо и отлично и отъезжающих в очередной отпуск с родителями (законными представителями) не ранее 01 мая текущего года; • для иных учащихся по решению педагогического совета. 3.16. Промежуточная аттестация обучающихся в Школе проводится: • в соответствии с календарным учебным графиком, утвержденным директором Школы в соответствующем порядке; • учителем - предметником данного класса и ассистента из числа педагогов, утвержденной приказом директора Школы; • по контрольно-измерительным материалам, прошедшими экспертизу в установленном порядке и утвержденными приказом директора с соблюдением режима конфиденциальности. Средний балл в электронном журнале Оценка за год 4,5 – 5 «5» 3,5 – 4 «4» 2,5 – 3 «3» Менее 2, 5 «2» 3.17. Обучающиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, могут: • быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей академических задолженностей; • пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые графиком образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических задолженностей. 3.18. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением (раздел 6). 3.19. Порядок использования результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность в качестве результатов промежуточной аттестации определяется соответствующим Положением Школы. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности в Школе не предусмотрена. Результаты ежедневных наблюдений за обучающимися, осуществляемые классным руководителем в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, могут накапливаться в портфеле достижений обучающихся и обобщаться в конце учебного года для оценки динамики формирования личностных результатов. 4. Результаты промежуточной аттестации обучающихся 4.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме содержание образовательной программы общего образования (по уровням образования) текущего учебного года, на основании положительных результатов, в т. ч. и итогов промежуточной аттестации, переводятся в следующий класс (на уровень образования). 4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 4.3. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации, по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Уважительными причинами признаются: • болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей медицинской справкой медицинской организации; • трагические обстоятельства семейного характера; • участие в спортивных, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, региональных, федеральных мероприятиях, волонтерской деятельности; • обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 4.4. Академическая задолженность - это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. 4.5. Администрация Школы уведомляет родителей (законных представителей) об академической задолженности их сына (дочери) по результатам промежуточной аттестации в письменной форме (Выписка из протокола Педагогического совета и приказа директора школы). 4.6. Условный перевод в следующий класс - это перевод обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки. 5. Ликвидация академической задолженности обучающимися 5.1. Обучающиеся имеют право: • пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности, не включая время болезни обучающегося и (или) иных уважительных причин; • получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям); • получать информацию о сроках и датах работы комиссий по сдаче академических задолженностей; • получать помощь педагога-психолога. 5.2. Общеобразовательная организация при организации и проведении промежуточной аттестации обучающихся обязана: • создать условия обучающимся для ликвидации академических задолженностей; • обеспечить контроль за своевременностью ликвидации академических задолженностей; • создать комиссию для проведения сдачи промежуточной аттестации обучающихся во второй раз. 5.3. Родители (законные представители) обучающихся обязаны: • создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности; • обеспечить контроль за своевременностью ликвидации обучающимся академической задолженности; • нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года. 5.4. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в Школе создается соответствующая комиссия: • комиссия формируется по предметному принципу; • состав предметной комиссии определяется заместителем директора Школы в количестве не менее 3-х человек; • состав комиссии утверждается приказом директора Школы. 5.5. Решение предметной комиссии оформляется протоколом приема промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). 5.6. Обучающиеся, не ликвидировавшие в течение года с момента образования академической задолженности по общеобразовательным программам соответствующего уровня общего образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) и на основании заявления могут быть: • оставлены на повторное обучение; • переведены на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико педагогической комиссии; • переведены на обучение по индивидуальному учебному плану (в пределах осваиваемой образовательной программы) в порядке, установленном Положением об индивидуальном образовательном маршруте обучающихся (индивидуальном учебном плане). 6. Промежуточная аттестация экстернов 6.1. Обучающиеся, осваивающие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования в форме самообразования, семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную аттестацию в Школе. 6.2. Экстерны при прохождении промежуточной аттестации пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей общеобразовательной программе. 6.3. Зачисление экстерна для прохождения промежуточной аттестации осуществляется приказом директора Школы на основании заявления его родителей (законных представителей) не позднее, чем за месяц до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. Процедуре зачисления экстерна для прохождения промежуточной аттестации в обязательном порядке предшествует процедура ознакомления его родителей (законных представителей) с настоящим Положением. 6.4. По заявлению экстерна образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. 6.5. По окончании прохождения промежуточной аттестации экстерн отчисляется из образовательной организации соответствующим приказом директора Школы. 6.6. Общеобразовательная организация бесплатно предоставляет экстерну на время прохождения промежуточной аттестации учебники и учебные пособия, иные средства обучения из библиотечного фонда Школы при условии письменно выраженного согласия с Правилами использования библиотечного фонда Школы. 6.7. По желанию родителей (законных представителей) экстерну на безвозмездной основе может быть предоставлена помощь педагога-психолога Школы. 6.8. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим Положением в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, в порядке, установленном настоящим Положением. 6.9. Ход и итоги проведения промежуточной аттестации экстерна оформляются соответствующим протоколом, который ведет секретарь указанной комиссии. Протокол подписывается всеми членами предметной комиссии по проведению промежуточной аттестации, его содержание доводится до сведения экстерна и его родителей (законных представителей) под роспись. 6.10. Экстерн имеет право оспорить результаты промежуточной аттестации, проведенной соответствующей комиссией Школы в установленном законодательством РФ порядке. 6.11. На основании протокола проведения промежуточной аттестации экстерну выдается документ (справка) установленного в Школе образца о результатах прохождения промежуточной аттестации по общеобразовательной программе общего образования соответствующего уровня. 6.12. В случае неудовлетворительных результатов по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) общеобразовательной программы общего образования соответствующего уровня, полученных экстерном при проведении промежуточной аттестации, экстерн имеет право пересдать в порядке, установленном разделом 5 настоящего Положения. 6.13. Экстерны, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, могут быть приняты для продолжения обучения в Школе в соответствии с Порядком приема, установленным федеральным законодательством при наличии свободных мест для продолжения обучения. 6.14. В случае если при прохождении экстерном промежуточной аттестации ни один из предметов, выносимых на промежуточную аттестацию, не был оценён аттестационной комиссией положительно и академические задолженности не были ликвидированы в соответствующие сроки, директор Школы сообщает о данном факте в компетентные органы местного самоуправления согласно нормам Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ. 6.15. Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день. 6.16. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и отчисленным из Организации, выдается справка. 7. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение 7.1. Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение может исходить от органов коллегиального управления, представительных органов работников, обучающихся, родителей (законных представителей), администрации Школы. 7.2. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат открытому общественному обсуждению на заседании Управляющего совета. 7.3. Изменения в настоящее Положение вносятся в случае их одобрения Управляющим советом и утверждаются приказом директора Школы. 7.4. Внесенные изменения вступают в силу с учебного года, следующего за годом принятия решения о внесении изменений.