Учимся успешному чтению. 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«Учимся успешному чтению»
для обучающихся 3 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Учимся успешному чтению» разработана на основе учебно –
методического комплекта «Успешное чтение», составленного российскими
учеными Санкт-Петербургского государственного университета и Российского
государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, и может
быть реализована учителями начальной школы в сотрудничестве с родителями.
Настоящая программа составлена в рамках действующей нормативно –
правовой
базы,
регламентирующей
деятельность
образовательного
учреждения:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного
санитарного
врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.317214
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
• Письмо Минобрнауки России то 18.11.2015г № 09.3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность программы определена тем, что в современной России
книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными
атрибутами образа жизни людей. Отношение человека к книге формируется в
младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли
отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Программа «Учимся успешному чтению» способствует расширению
читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и
развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, содействует
подъему: духовно - нравственной культуры, решает задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, так как
чтение - это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и
самовоспитание.

Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться
к ним.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет решить
проблему снижения читательской активности школьников, а также разрешить
следующие противоречия:
 между снижением интереса к чтению у молодого поколения и
необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к
литературе и чтению;
 наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной
детской литературы и возрастанием числа учащихся, ораничивающихся
чтением литературы только по школьной программе.
Цель программы: создание условий для развития читательской культуры
школьников, расширение литературно-образовательного пространства
учащихся начальны классов;
Для достижения данной цели выделены следующие задачи:
Обучающие: способствовать развитию навыков рефлексивного чтения
(выполнение заданий по тексту произведений); пробуждение потребности у
учащихся к самостоятельной работе с книгой; развитие мотивации к чтению;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Воспитывающие: создавать условия для создания привлекательного
имиджа читающего сверстника в глазах товарищей; содействовать воспитанию
творческой индивидуальности ребёнка, готовности и способности
к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, непрерывному
образованию и универсальной духовно-нравственной установки «становиться
лучше».
Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение
учащихся к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение
пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и
коллективной деятельности в работе с книгой.
Формы контроля. Для полноценной реализации данной программы
используются разные виды контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в
процессе занятий; тестирование.
• промежуточный – отчеты, викторины, конкурсы; тестирование;
• итоговый – осуществляется посредством - зачет/незачёт.

Способы определения результативности. Для определения успешности
овладения учащимися содержанием программы используются следующие
методы отслеживания результативности (диагностики):
• педагогическое наблюдение;
• педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, опросов,
выполнения учащимися диагностических заданий;
• педагогический мониторинг: самостоятельная творческая работа,
контрольные задания и тесты.
Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, урокиспектакли, творческие презентации и т. д.
Методы и приемы обучения: словесные: эвристическая беседа, семинар,
лекция, конференция, объяснение, анализ текста; практические: практикум,
тренировочные упражнения, консультация, тренинг; исследовательский;
проблемно-поисковый; метод стимулирования и мотивации учебной
деятельности, метод самостоятельной работы.
Место курса в учебном плане. На реализацию курса «Учимся успешному
чтению» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её
аппарата (титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других
изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт
и эрудицию.
Практическая часть работы направлена на самостоятельное чтение
произведения, получение навыков работы с текстом, развитие речи
обучающихся.
Третий класс-хорошее время читать.
Третий класс-хорошее время читать.
Моё летнее чтение. Знакомство с «Портфелем читателя». Мой
читательский паспорт. Как работать с портфелем читателя.
Чтение и обсуждение прочитанных произведений.
Аркадий Гайдар Путешествия по книгам А.Гайдара «Тимур и его
команда», «Судьба барабанщика». Валентина Осеева «Динка». Анатолий
Рыбаков«Кортик», «Бронзовая птица». Веселые приключения: Н.Носов «Витя

Малеев в школе и дома». В.Медведев «Баранкин, будь человеком».
И.Пивоварова «О чем думает твоя голова». КлайвСтейплз Льюис «Хроники
Нарнии». Дорогами сказки О.Пройслер «Маленький водяной», Янсон Т.
Мумми-тролль и другие. Феликс Зальтен «Бемби». В.Чаплина «Питомцы
зоопарка». Д.Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо».
Творческая мастерская. Размышления по произведению Н. Назаркина
«Изумрудная рыбка». Мастер – класс по изготовлению фигурки изумрудного
цвета. Знакомьтесь! современные детские писатели. Произведения детских
писателей Сахалина. Реклама книги. Час мужества: Стихи и рассказы о ВОВ.
Диагностика чтения.
Диагностика чтения. Почему я читаю? Закрытие проекта. «Все дороги
ведут к чтению»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате освоения программы «Учимся успешному чтению»
формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования:
1) Личностные умения:
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении;
• использовать

разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться

справочными
источниками
получения дополнительной информации.

для

понимания и

2) Регулятивные умения:
• уметь работать с книгой;
• уметь самостоятельно работать с новым произведением;
• уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
3)

Познавательные учебные умения:

• прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из

аппарата книги;

• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
• ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым

библиотечным фондом);
• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
4)

Коммуникативные учебные умения:

• участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою

этическую позицию;
• высказывать своё суждение о прочитанной книге;
• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
Тема урока
п/п

Количество часов
Контроль
Всего ные
работы

Электронные
Дата
цифровые
Практичес
изучения образовательные
кие работы
ресурсы

Раздел 1. Третий класс-хорошее время читать.

1.1

Третий классхорошее время
читать.

Итого по разделу

3

0

3

https://resh.edu.r
u/subject/9/

3

Раздел 2. Чтение и обсуждение прочитанных произведений.
Чтение
и
обсуждение
2.1
прочитанных
произведений.
Итого по разделу

0

22

https://resh.edu.r
u/subject/9/

Раздел 3. Творческая мастерская.
Творческая
3.1
7
0
мастерская
Итого по разделу
7

7

https://resh.edu.r
u/subject/9/

22

Раздел 4. Диагностика чтения

4.1

Диагностика
чтения

2

Итого по разделу

1

1

1

0

https://resh.edu.r
u/subject/9/

2

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тема урока

Третий классхорошее время
читать
Моё летнее чтение.
знакомство с
«Портфелем
читателя».
Мой читательский
паспорт. Как
работать с
портфелем
читателя.
Аркадий Гайдар
Путешествия
по
книгам А.Гайдара
«Тимур
и
его
команда», «Судьба
барабанщика»
Аркадий Гайдар
Путешествия
по
книгам А.Гайдара
«Тимур
и
его
команда», «Судьба
барабанщика»
Аркадий Гайдар
Путешествия
по
книгам А.Гайдара
«Тимур
и
его
команда», «Судьба
барабанщика»

Количество часов
Контроль
Всего ные
работы

Электронные
Дата
цифровые
Практичес
изучения образовательные
кие работы
ресурсы

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

7.

Валентина Осеева
«Динка»

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

19.

Анатолий Рыбаков
«Кортик»,
«Бронзовая птица»
Анатолий Рыбаков
«Кортик»,
«Бронзовая птица»
Веселые
приключения:
Н.Носов
«Витя
Малеев в Школе и
дома»
Н.Носов
«Витя
Малеев в Школе и
дома»
В.Медведев
«Баранкин,
будь
Человеком»;
И.Пивоварова
«О
чем думает твоя
голова»
КлайвСтейплз
Льюис
«Хроники Нарнии»
КлайвСтейплз
Льюис
«Хроники Нарнии»
КлайвСтейплз
Льюис
«Хроники Нарнии»
Дорогами сказки
О.Пройслер
«Маленький
водяной»
Дорогами сказки
О.Пройслер
«Маленький
водяной»
Янсон Т. Муммитролль и другие.

20.

Феликс Зальтен
«Бемби»

1

0

1

21.

Феликс Зальтен
«Бемби»

1

0

1

22.

Феликс Зальтен
«Бемби»

1

0

1

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

В.Чаплина
«Питомцы
зоопарка»
Чтение
и
обсуждение книги.
Д.Дефо «Жизнь и
приключения
Робинзона
Крузо».
Чтение
и
обсуждение книги.
Д.Дефо «Жизнь и
приключения
Робинзона
Крузо».
Размышления по
произведению Н.
Назаркина
«Изумрудная
рыбка».
Мастер – класс по
изготовлению
фигурки
изумрудного
цвета.
Знакомьтесь!
Современные
детские писатели.
Произведения
детских писателей
Сахалина. Реклама
книги
Произведения
детских писателей
Сахалина. Реклама
книги
Час
мужества:
Стихи о ВОв

Час
мужества:
рассказы о ВО
войне
Диагностика
33.
чтения. Почему я
читаю?
Закрытие Проекта.
34.
«Все дороги ведут к
чтению»
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
32.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

33

34

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Т.Г.Галактионова. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 3 класс.
Просвещение, 2012 г.

М.:

2. Художественная литература по темам
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Т.Г.Галактионова. Учим успешному чтению. Рекомендации

учителю.

М.:

Просвещение,2011.
2.Т.Г.Галактионова. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 3 класс.
Просвещение, 2012 г.

М.:

3. Художественная литература по темам

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Российская электронная школа (resh.edu.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».