Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Южно-Сахалинска ПРИНЯТО: СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: решением Председатель Председатель Педагогического Совета Управляющего Совета Протокол № 1 от 28.08.2023 года Калинина Т.А. Пр. № 1 от 28.05.2023 г. Совета ^ршеклассников _Ивасько Д.А. Пр. № 1 от 28.08.2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе с учётом внедрения федеральных рабочих программ по учебным предметам МАОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска 1. Общие положения 4 1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с требованиями Федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (далее - Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 4 города Южно-Сахалинска 1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных актов: • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; • Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; • Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, •утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809); • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; • Приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (далее - ФОП НОО); • Приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 "Об Утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"(далее - ФОП ООО); • Приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"(далее - ФОП СОО); • Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, утвержденных приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (далее ФГОС НОО); Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденных приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО); Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645, от 31 декабря 2015 г. № 1578, от 29 июня 2017 г. № 613, от 24 сентября 2020 г. № 519, от 11 декабря 2020 г. №712, от 12 августа 2022 г. № 732 (далее – ФГОС СОО); 1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины: примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности; основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) - определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования; основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) - определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования; рабочая программа - документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения программы ООП соответствующего уровня образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы. учебный предмет - единица (компонент) содержания образования, отражающий предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения учащимися разного возраста и уровня подготовки; учебный курс –целостная, логически завершенная часть с одержания образования, расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета и углубляющая материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется; учебный модуль - часть содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов; оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы. 1.4. Рабочая программа выполняет следующие функции: обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком; обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования. создание условий для системно-деятельностного подхода к обучению; обеспечение достижений планируемых результатов каждым учащимся. 1.5. При разработке ООП НОО МАОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам; Русский язык; Литературное чтение; Окружающий мир. 1.6. При разработке ООП ООО и ООП СОО МАОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам; Русский язык; Литература; История; Обществознание; Основы безопасности жизнедеятельности. 1.7. Структура Федеральных рабочих программ служит основой для разработки рабочих программ по другим учебным предметам ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО. 1.8. К Рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся: программы по учебным предметам; программы элективных курсов, курсов по выбору; программы факультативных занятий (в том числе внеурочной деятельности) 1.9. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника. 1.10. Рабочая программа по учебным предметам является Приложением к Основной общеобразовательной программе НОО, ООО, СОО. 1.11. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения МАОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска и действует бессрочно, до замены его новым положением. 2. Разработка Рабочей программы 2.1. Разработка и утверждение Рабочих программ образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно. 2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем самостоятельно, с использованием Конструктора рабочих программ на сайте Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/constructor/ , имеет право воспользоваться утверждёнными федеральными рабочими программами по предмету на сайте Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/study-subject/ 2.3. При составлении, принятии и утверждении Рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: федеральному государственному образовательному стандарту; федеральной образовательной программе НОО, ООО, СОО; федеральному учебному плану; федеральному календарному учебному графику; федеральному перечню электронных образовательных ресурсов. 3. Структура Рабочей программы 3.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО, локальных нормативных актов МАОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска. 3.2. Рабочая программа содержит следующие обязательные компоненты: 1) Пояснительная записка; 2) Содержание учебного предмета (по годам обучения); 3)Планируемые результаты освоения программы; 4) Тематическое планирование (по годам обучения, с указанием на основные виды деятельности). 5) Приложение к Рабочей программе - календарно-тематическое планирование. 3.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности, кроме перечисленного в пункте 3 .2 настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий. 3.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее образование). 3.5. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек, виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов. 3.6. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. 3.7. Структура рабочей программы по обновленным ФГОС 2021 года в соответствии с федеральными программами (с использованием конструктора): Элементы рабочей программы Содержание элементов рабочей программы Титульный лист полное наименование образовательного учреждения; название учебного предмета, для изучения которого написана программа; указание уровня обучения, где реализуется рабочая программа; название населенного пункта; год. Пояснительная записка Сформулировано в конструкторе (на уровень обучения) Планируемые результаты Планируемые результаты сформулированы по годам обучения в конструкторе рабочих программ Содержание Содержание учебного предмета сформулировано по годам обучения в конструкторе рабочих программ Тематическое Раздел практические работы оставляем только в тех программах, где планирование он необходим. Раздел дополнительные материалы переформулируем в раздел воспитательный компонент. Календарнотематическое планирование Приложение к РП 3.8. Структура рабочей программы, созданной самостоятельно для урочной и внеурочной деятельности: Титульный лист полное наименование образовательного учреждения; название учебного предмета, для изучения которого написана программа; указание уровня обучения, где реализуется рабочая программа; название населенного пункта; год. 1. Пояснительная записка (на уровень обучения) Рабочая программа по учебному предмету « … » разработана в соответствии с нормативными актами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями); Указать в зависимости от уровня обучения: - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №286 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2021 г.) с последующими изменениями и дополнениями; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №287 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2021 г.) с последующими изменениями и дополнениями; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Указать в зависимости от уровня обучения: 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 3. Содержание учебного предмета (… часов) 4. Тематическое планирование. 5. Календарнотематическое планирование - Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее ФООП, ФОП НОО); - Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее ФООП, ФОП ООО); - Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее ФООП, ФОП СОО); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта НОО обучающихся с ОВЗ»; учебник, методическое пособие, авторская учебная программа и т.д.) - локальный нормативный акт общеобразовательной организации о рабочей программе (Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов факультативных 1.1.(курсов), Личностные результаты и элективных занятий в МАОУ средняя школа» (принято на 1.2.«Первомайская Метапредметные результаты совете отдействия: 02.03.2023 протокол № 5 , - педагогическом Универсальные учебные познавательные, утверждена коммуникативные, приказом № 36 от 03.03.2023). регулятивные, 1.3. Предметные результаты: указываются в зависимости от изучения предмета (базовый или углубленный) Содержание структурировать по разделам с указанием количества часов на их изучение. -----класс (количество часов) Наименование раздела (количество часов) Содержание … -------класс (количество часов) Наименование раздела (количество часов) Содержание … В данном разделе содержания необходимо попрописать воспитательный (Темы регионального классам- выделяем потенциал из Рабочей программы воспитания блока, ЦОР и красным цветом). указать количество часов, отводимых на каждую тему. (Приложение 2) Поурочное планирование к рабочим программам по предмету составляется учителем на год обучения и является приложением к РП Данный раздел обязателен для программ внеурочной деятельности, в котором указывается форма проведения занятия. 3.9. Каждая рабочая программа сопровождается аннотацией, в которых указываются нормативно-методические материалы, цели и задачи курса, предмета, УМК, срок реализации программы, количество часов по годам обучения и общее количество часов на уровень обучения отводимое учебным планом ОУ. Нормативнометодические материалы Цели и задачи изучения предмета Реализуемый УМК Срок реализации программы Место учебного предмета в учебном плане 4. Оформление Рабочей программы. 4.1. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. Тематическое планирование представляется в виде таблицы. 4.2. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию. 4.3. Электронный вариант рабочей программы размещается на сайте ОО. 5. Рассмотрение и утверждение Рабочей программы. 5.1. Разработка и утверждение Рабочей программы по учебному предмету (курсу) относится к компетенции ОУ и реализуется ей самостоятельно. 5.2. Рабочая программа сначала рассматривается заместителем директора ОУ на предмет соответствия требованиям федеральных государственных стандартов и принимается на заседании педагогического совета, утверждается руководителем ОУ в составе основной образовательной программы ОУ, в срок до 1 сентября текущего года, о чем делается запись на титульном листе рабочей программы. 5.3. Решение о внесении изменений в Рабочие программы рассматривается и принимается на педагогическом совете ОУ, утверждается приказом директора ОУ. Изменения оформляются в листе корректировки рабочих программ, который прилагается к рабочей программе 5.4. Все листы корректировки по всем учебным предметам на уровень обучения оформляются в одном документе, на титульном листе которого ставится дополнительный гриф принятия и утверждения корректировки рабочих программ. Этот документ является приложением к ООП НОО, ООО, СОО образования. 5.5. Утвержденные Рабочие программы являются составной частью основной образовательной программы ОУ, входят в обязательную нормативную локальную документацию ОУ, публикуются на официальном сайте ОУ. 5.6. Администрация ОУ осуществляет контроль реализации Рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля. 5.7. ОУ несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании за реализацию не в полном объеме Рабочих программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.