УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Южно-Сахалинска
693001; Россия, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Садовая, 5
тел./факс 72-46-40; 72-46-52; e-mail: vusgo.mbousosh.4@sakhalin.gov.ru

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол №1
от “28.08.2023”

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУЭ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2023 - 2024 учебный год

город Южно-Сахалинск, Сахалинская область 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа № 4 г. ЮжноСахалинска (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа № 4 г. ЮжноСахалинска, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом
Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает
выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школы № 4 г. Южно-Сахалинска начинается 01.09.2023 и заканчивается
28.05.2024.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34
учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
 для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков.
 для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со
средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине
учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за
исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
 использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35
минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).

 Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5
ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени (четверти), каникул. Продолжительность каникул
между четвертями -9-10 дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений в соотношении 80%/20%.. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Обязательная часть учебного плана включает в себя предметные области и предметы:
«Русский язык и литературное чтение» - Русский язык, Литературное чтение.
«Иностранный язык» - Английский язык (со 2 класса)
«Математика и информатика» - Математика.
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» - Окружающий мир.
«Искусство» - Изобразительное искусство, Музыка.
«Технология» - Технология.
«Физическая культура» - Физическая культура.
«Основы религиозных культур и светской этики» - Основы религиозных культур и светской
этики.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
(ОРКСЭ) выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся на добровольной основе.
Учебные модули ОРКСЭ:







Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы религиозных культур народов России;
Основы светской этики.

В 1-м классе изучение «Русского языка» начинается интегрированным курсом «Обучение
грамоте», который содержит разделы «Обучение грамоте», «Обучение письму». После
завершения интегрированного курса начинается раздельное изучение «Русского языка» и
«Литературного чтения».

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Данная часть учебного
плана представлена часами внеурочной деятельности.
В начальной школе на внеурочную деятельность отводится не более 10 часов в неделю в
каждом классе.
Часы внеурочной деятельности распределяются в соответствии с Планом внеурочной
деятельности, который утверждается ежегодно.
Внеурочная деятельность реализуется по семи направлениям:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения
правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется, как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к
импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений
участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его
познавательные интересу и способности к самообразованию.
7 «Учение с увлечением!» - включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при
изучении разных предметов.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном»
Внеурочные занятия «Разговоры р важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим её людям, её уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Основной формат занятий - разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением
к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются
основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так
и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Педагогические ресурсы: педагоги школы, педагоги дополнительного образования.
Перечень программ внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность
«Подвижные игры» 4 класс
Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие
физической активности и двигательных навыков.
Форма организации: спортивная студия,
факультатив, спортивная секция.

учебный курс физической культуры,

«Шах и Мат» 3-4 классы
Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать,
наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы;
развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения.
Форма организации: учебный курс —факультатив «Шахматы для всех»; игрысоревнования в шахматы «Юные шахматисты».
«Всё в твоих руках» -1-4 классы.
Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие
физической активности и двигательных навыков. •
осознание
обучающимися
необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут
избежать опасности для жизни и здоровья.
Форма организации: социальный клуб.
Форма организации: социальный клуб.
«Восточные единоборства. Киокусинкай Карате".
Боевые искусства – это не просто спорт, это многовековая философия, которая укрепляет
не только тело, но и дух бойца. Для детей занятия боевыми искусствами несут огромную пользу.
Такие занятия обеспечат укрепление иммунитета, гармоничное физическое развитие, закалку
характера и дисциплинированность.
Цель: Развитие физических данных, таких как сила, выносливость, скорость, реакция,
координация; Развитие таких качеств как дисциплина, целеустремленность, терпимость,

уравновешенность; Развитие интуиции, внимания, скорости реакции; Снятие стресса,
агрессивности.
Форма организации: спортивная секция.

2. Проектно-исследовательская деятельность
«Юные друзья океана (краеведение)» - 2-4 классы
«Родные острова (краеведение)» - 1-4 классы.
«Сахалин-мой край родной» - 3-4 классы.
Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края, формирование умения
работать с разными источниками информации;
- развитие познавательной активности и интереса к семье истории, культуре родного края;
- воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».
Форма организации:
исследовательские проекты

факультативный

курс

краеведения;

творческие

проекты,

3 Коммуникативная деятельность
Занятия «Разговор о важном».1-4 классы
Цель: развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на
формирование
соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Форма организации: дискуссионный клуб.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность
«Развитие РД (речевой деятельности)» 2-4 классы
Цель: расширение знаний о литературно-художественном творчестве, развитие навыка
выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание литературного вкуса, интереса
к художественной литературе разных жанров.
Форма организации: литературный клуб
«Музыкальная шкатулка» 1-4 классы
Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к вокальному
искусству, расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном
творчестве, произведениях народной и авторской и эстрадной музыки, развитие воображения,
способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых
особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы.
Форма организации: вокальная студия

5. Информационная культура
«Инфознайка» (4класс).
Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их
использования. Совершенствование навыка поиска необходимой справочной информации с
помощью компьютера и современных технических средств.
Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров,
смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и пр.технических устройств.
«В мире информации» 1-4 классы
Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их
использования. Совершенствование навыка поиска необходимой справочной информации с
помощью компьютера и современных технических средств.
Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров,
смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и пр.технических устройств.
6. Интеллектуальные марафоны
«Занимательная математика» 1-4 классы.
Цель: развитие и совершенствование математической грамотности младших школьников,
поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов,
связанных с правописанием.
Форма организации: учебный курс—факультатив по разделу
«Наглядная геометрия» 3-4 классы
Цель: совершенствование математической грамотности младших школьников, поддержка
обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных
с правописанием.
Форма организации: учебный курс—факультатив по разделу
«Занимательная грамматика» 1-4 классы.
Цель: совершенствование орфографической грамотности младших школьников, поддержка
обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных
с правописанием.
Форма организации: учебный курс—факультатив по разделу
7. «Учение с увлечением!»
«Секреты финансовой грамоты» 2-4 классы (по выбору)
Цель: получение знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и
необходимых для принятия разумных финансовых решений.
Форма организации факультатив
«Читаю в поисках смысла» 1 классы

Цель: совершенствование читательской грамотности младших школьников, поддержка
учащихся, испытывающих затруднения, расширение знаний и представлений в достижении
планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным и метапредметным
результатом
Форма организации: учебный курс — факультатив;
«Умники и Умницы»
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Форма организации: факультативный курс, проектная мастерская,
«Путь к грамотности»
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Форма организации: факультативный курс, проектная мастерская,
В
Муниципальном
автономном
общеобразовательном
учреждении
средней
общеобразовательной школы № 4 г. Южно-Сахалинска языком обучения является русский язык.
При изучении предметов английский язык осуществляется деление учащихся на
подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
• Интегрированный зачет (выставление отметки по результатам четвертных, полугодовых
отметок);
• Диктант, изложение, сочинение;
• Комплексная контрольная работа;
• Контрольная работа;
• Тестирование;
• Собеседование;
• Защита проекта;
• Экзамен;
• ВПР;
 Учёт текущих образовательных результатов.
Промежуточная аттестация во 2-4 классах проводится без прекращения
общеобразовательного процесса в соответствии с Положением о формах, периодичностью и
порядком текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ
СОШ № 4 и учебным планом на 2023-2024 учебный год. Промежуточная аттестация проводится

для учащихся 2-4-х классов в сроки, установленные приказом директора МАОУ СОШ № 4, но не
позднее 2-х недель до окончания учебного года.
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся
соответствии с календарным учебным графиком.

за

четверть

осуществляется

в

Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из
части, формируемой участниками образовательных отношений (внеурочная деятельность),
являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в
форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных
заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предметная область
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Учебный предмет

Количество часов в неделю
1А
1Б
2А
2Б
3А
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
5
Литературное чтение
4
4
4
4
4
Иностранный язык
0
0
2
2
2
Математика
4
4
4
4
4

4А
5
4
2
4

Окружающий мир

2

2

2

2

2

2

Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1
1
3
21
21
33
693

1
1
3
21
21
33
693

1
1
3
23
23
34
782

1
1
3
23
23
34
782

1
1
3
23
23
34
782

1
1
2
23
23
34
782

Технология
Физическая культура
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год

План внеурочной деятельности (недельный)

Учебные курсы
Разговоры о важном
Функциональная
грамотность
Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Художественноэстетическая творческая
деятельность
Информационная
культура
Интеллектуальные
марафоны
Учение с увлечением!
Коммуникативная
деятельность
ИТОГО недельная
нагрузка

Количество часов в неделю
2А
2Б
3А
1
1
1
1
1
1

1А
1
1

1Б
1
1

4А
1
2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

2
1

2
1

2
0

2
0

2
1

3
1

10

10

10

10

10

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».