Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Южно-Сахалинска 693001; Россия, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Садовая, 5 тел./факс 72-46-40; 72-46-52; e-mail: vusgo.mbousosh.4@sakhalin.gov.ru РАССМОТРЕНО Педагогическим советом Протокол №1 от “28.08.2023” УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУЭ УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования на 2023 - 2024 учебный год город Южно-Сахалинск, Сахалинская область 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа № 4 г. ЮжноСахалинска (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа № 4 г. ЮжноСахалинска, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 4 г. Южно-Сахалинска начинается 01.09.2023 и заканчивается 28.05.2024. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа . Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени (четверти), каникул. Продолжительность каникул между четвертями -9-10 дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в соотношении 80%/20%.. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Обязательная часть учебного плана включает в себя предметные области и предметы: «Русский язык и литературное чтение» - Русский язык, Литературное чтение. «Иностранный язык» - Английский язык (со 2 класса) «Математика и информатика» - Математика. «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» - Окружающий мир. «Искусство» - Изобразительное искусство, Музыка. «Технология» - Технология. «Физическая культура» - Физическая культура. «Основы религиозных культур и светской этики» - Основы религиозных культур и светской этики. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на добровольной основе. Учебные модули ОРКСЭ: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы религиозных культур народов России; Основы светской этики. В 1-м классе изучение «Русского языка» начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение грамоте», «Обучение письму». После завершения интегрированного курса начинается раздельное изучение «Русского языка» и «Литературного чтения». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Данная часть учебного плана представлена часами внеурочной деятельности. В начальной школе на внеурочную деятельность отводится не более 10 часов в неделю в каждом классе. Часы внеурочной деятельности распределяются в соответствии с Планом внеурочной деятельности, который утверждается ежегодно. Внеурочная деятельность реализуется по семи направлениям: 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется, как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. 7 «Учение с увлечением!» - включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном» Внеурочные занятия «Разговоры р важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим её людям, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основной формат занятий - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Педагогические ресурсы: педагоги школы, педагоги дополнительного образования. Перечень программ внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность «Подвижные игры» 4 класс Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. Форма организации: спортивная студия, факультатив, спортивная секция. учебный курс физической культуры, «Шах и Мат» 3-4 классы Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения. Форма организации: учебный курс —факультатив «Шахматы для всех»; игрысоревнования в шахматы «Юные шахматисты». «Всё в твоих руках» -1-4 классы. Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. Форма организации: социальный клуб. Форма организации: социальный клуб. «Восточные единоборства. Киокусинкай Карате". Боевые искусства – это не просто спорт, это многовековая философия, которая укрепляет не только тело, но и дух бойца. Для детей занятия боевыми искусствами несут огромную пользу. Такие занятия обеспечат укрепление иммунитета, гармоничное физическое развитие, закалку характера и дисциплинированность. Цель: Развитие физических данных, таких как сила, выносливость, скорость, реакция, координация; Развитие таких качеств как дисциплина, целеустремленность, терпимость, уравновешенность; Развитие интуиции, внимания, скорости реакции; Снятие стресса, агрессивности. Форма организации: спортивная секция. 2. Проектно-исследовательская деятельность «Юные друзья океана (краеведение)» - 2-4 классы «Родные острова (краеведение)» - 1-4 классы. «Сахалин-мой край родной» - 3-4 классы. Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; - развитие познавательной активности и интереса к семье истории, культуре родного края; - воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине». Форма организации: исследовательские проекты факультативный курс краеведения; творческие проекты, 3 Коммуникативная деятельность Занятия «Разговор о важном».1-4 классы Цель: развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Форма организации: дискуссионный клуб. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность «Развитие РД (речевой деятельности)» 2-4 классы Цель: расширение знаний о литературно-художественном творчестве, развитие навыка выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание литературного вкуса, интереса к художественной литературе разных жанров. Форма организации: литературный клуб «Музыкальная шкатулка» 1-4 классы Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к вокальному искусству, расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской и эстрадной музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы. Форма организации: вокальная студия 5. Информационная культура «Инфознайка» (4класс). Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования. Совершенствование навыка поиска необходимой справочной информации с помощью компьютера и современных технических средств. Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и пр.технических устройств. «В мире информации» 1-4 классы Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования. Совершенствование навыка поиска необходимой справочной информации с помощью компьютера и современных технических средств. Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и пр.технических устройств. 6. Интеллектуальные марафоны «Занимательная математика» 1-4 классы. Цель: развитие и совершенствование математической грамотности младших школьников, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием. Форма организации: учебный курс—факультатив по разделу «Наглядная геометрия» 3-4 классы Цель: совершенствование математической грамотности младших школьников, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием. Форма организации: учебный курс—факультатив по разделу «Занимательная грамматика» 1-4 классы. Цель: совершенствование орфографической грамотности младших школьников, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием. Форма организации: учебный курс—факультатив по разделу 7. «Учение с увлечением!» «Секреты финансовой грамоты» 2-4 классы (по выбору) Цель: получение знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений. Форма организации факультатив «Читаю в поисках смысла» 1 классы Цель: совершенствование читательской грамотности младших школьников, поддержка учащихся, испытывающих затруднения, расширение знаний и представлений в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным и метапредметным результатом Форма организации: учебный курс — факультатив; «Умники и Умницы» Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Форма организации: факультативный курс, проектная мастерская, «Путь к грамотности» Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Форма организации: факультативный курс, проектная мастерская, В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 4 г. Южно-Сахалинска языком обучения является русский язык. При изучении предметов английский язык осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах: • Интегрированный зачет (выставление отметки по результатам четвертных, полугодовых отметок); • Диктант, изложение, сочинение; • Комплексная контрольная работа; • Контрольная работа; • Тестирование; • Собеседование; • Защита проекта; • Экзамен; • ВПР; Учёт текущих образовательных результатов. Промежуточная аттестация во 2-4 классах проводится без прекращения общеобразовательного процесса в соответствии с Положением о формах, периодичностью и порядком текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 4 и учебным планом на 2023-2024 учебный год. Промежуточная аттестация проводится для учащихся 2-4-х классов в сроки, установленные приказом директора МАОУ СОШ № 4, но не позднее 2-х недель до окончания учебного года. Промежуточная/годовая аттестация обучающихся соответствии с календарным учебным графиком. за четверть осуществляется в Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений (внеурочная деятельность), являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебный предмет Количество часов в неделю 1А 1Б 2А 2Б 3А Обязательная часть Русский язык 5 5 5 5 5 Литературное чтение 4 4 4 4 4 Иностранный язык 0 0 2 2 2 Математика 4 4 4 4 4 4А 5 4 2 4 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 21 21 33 693 1 1 3 21 21 33 693 1 1 3 23 23 34 782 1 1 3 23 23 34 782 1 1 3 23 23 34 782 1 1 2 23 23 34 782 Технология Физическая культура Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год План внеурочной деятельности (недельный) Учебные курсы Разговоры о важном Функциональная грамотность Спортивнооздоровительная деятельность Проектноисследовательская деятельность Художественноэстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны Учение с увлечением! Коммуникативная деятельность ИТОГО недельная нагрузка Количество часов в неделю 2А 2Б 3А 1 1 1 1 1 1 1А 1 1 1Б 1 1 4А 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 2 1 2 1 2 0 2 0 2 1 3 1 10 10 10 10 10 10