Рабочая программа курса «Мир спортивных игр» 10 – 11 классы I. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Мир спортивных игр» предназначена для обучающихся 10-11 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, всего 10 класс -34 часов, 11 класс- 34 часа в год. Рабочая программа по внеурочной деятельности является частью общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 4. Цель: правильное выполнение приемов спортивных игр волейбол, баскетбол, владение индивидуальными и групповыми, технико-тактическими действиями, знания правил соревнований. Задачи: укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения спортивным играм волейбол, баскетбол, физическим упражнениям и технико – тактическим, индивидуальным и групповым действиям в спортивной игре волейбол; совершенствование умения сотрудничать в команде, развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством обучения различным эстафетам; дальнейшее развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, спортивно – прикладными видами. II. Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты: представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.). Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Привлечение родителей к совместной деятельности III. Содержание курса внеурочной деятельности Основы знаний о физической культуре Знакомство с программой занятий. Основы знаний о спортивных играх: понятия правил игры, выработка правил игры. Инструктаж по технике безопасности. Правила предупреждения травматизма во время занятий: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. История развития спортивных игр и первых соревнований. Наши соотечественники —олимпийские чемпионы. Баскетбол, волейбол в Российской Федерации на современном этапе. Физическое совершенствование. Спортивные игры Баскетбол-17 ч. На овладение техникой перемещений, остановок, поворотов и стоек. - стойки игрока; перемещения; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом. На освоение ловли и передач мяча. - ловля и передача двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника. На освоение техники ведения мяча. - ведение в низкой, средней, высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления и скорости; правой, левой рукой. На овладение техникой бросков мяча: - броски одной и двумя с места и в движении (после ведения, ловли). На освоение индивидуальной техники защиты: - вырывание, выбивание мяча. На освоение тактики игры. - тактика свободного нападения; позиционное нападение без изменений позиций игрока; -нападение быстрым прорывом; -взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». На овладение и комплексное развитие психомоторных способностей: - игра по упрощённым правилам мини-баскетбола», игровые задания. Волейбол – 10 класс – 17 ч., 11 класс-17 ч. На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек: - стойки игрока, перемещения в стойке. На освоение техники приёма и передач мяча. - передачи сверху двумя на месте и после перемещения вперёд; передачи мяча над собой; то же через сетку. На освоение техники нижней прямой подачи: - нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-5 м. от сетки. На освоение техники прямого нападающего удара: - прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. Ориентирование в пространстве: - жонглирование, упр. на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме. Общая физическая подготовка Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке. Формы проведения занятий и виды деятельности Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке. Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне техникотактической и физической подготовленности занимающихся. №п/п Содержание Кол-во часов 1 Теория и техника безопасности На каждом занятии 2 ОФП На каждом занятии 10 класс 11 класс 3 Волейбол 17 17 4 Баскетбол 17 17 Итого 34 34 № п/п IV. Тематическое планирование внеурочной деятельности по физической культуре спортивно – оздоровительное направление «Мир спортивных игр» 10 класс – 34 часов (1 час в неделю) Кол-во Раздел, тема часов 1 Волейбол. Инструктаж по технике безопасности на занятиях по волейболу. Обучение технике подач и передач мяча. 1 2 Основные приемы и тактика игры. Учебная игра. 1 3-4 Прямая верхняя и нижняя подача ч/з сетку в разные зоны площадки. Специальное упражнение – подача в прыжке. 2 5-6 Планирующая подача и силовая подача из зоны 6 в зоны 2-3-4. 2 Передача мяча в движении приставными шагами из зоны 1-6-5 в зоны 3-4-2. 1 8-9 Длинные передачи мяча в зоны 1-3-1; 5-4;5-2;6-2. Учебная игра. 2 10 Укороченная передача мяча. Прыжки с доставанием условных ориентиров. Учебная игра. 1 11 Передачи в парах. Нападающий удар и блокирование, подача в заданную зону. 1 12 Верхняя и нижняя передачи в парах и тройках в движении. 1 13 Передачи мяча в парах. Упражнения с мячами у сетки. Нижняя и боковая подача. 1 14 Защитные действия 1 15-16 Тактические действия 2 17-18 Закрепление техники передач, подачи, приёма мяча. Учебная игра. 2 19 Баскетбол. Инструктаж по технике безопасности на занятиях по баскетболу. Передвижения, повороты, броски мяча в баскетбольную корзину. 1 20 Баскетбол. Ведение мяча и броски в баскетбольную корзину 1 21-22 Баскетбол. Штрафные броски 2 23-24 Баскетбол. Защитные действия 2 25-27 Баскетбол. Тактические действия 3 28-29 Баскетбол. Техника передвижения и остановки прыжком. 2 30-31 Баскетбол. Техника остановки двумя шагами бросок в кольцо. 2 32 Баскетбол. Бросок мяча одной рукой от плеча. Передачи: от груди, головы, от плеча. 1 33 Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления. Совершенствовать передачи мяча. 1 7 34 № п/п Баскетбол. Закрепление правил игры. 1 IV. Тематическое планирование внеурочной деятельности по физической культуре спортивно – оздоровительное направление «Мир спортивных игр» 11 класс – 34 часов (1 час в неделю) Кол-во Раздел, тема часов 1 Волейбол. Инструктаж по технике безопасности на занятиях по волейболу. Обучение технике подач и передач мяча. 1 2 Основные приемы и тактика игры. Учебная игра. 1 3-4 Прямая верхняя и нижняя подача ч/з сетку в разные зоны площадки. Специальное упражнение – подача в прыжке. 2 5-6 Планирующая подача и силовая подача из зоны 6 в зоны 2-3-4. 2 Передача мяча в движении приставными шагами из зоны 1-6-5 в зоны 3-4-2. 1 8-9 Длинные передачи мяча в зоны 1-3-1; 5-4;5-2;6-2. Учебная игра. 2 10 Укороченная передача мяча. Прыжки с доставанием условных ориентиров. Учебная игра. 1 11 Передачи в парах. Нападающий удар и блокирование, подача в заданную зону. 1 12 Верхняя и нижняя передачи в парах и тройках в движении. 1 13 Передачи мяча в парах. Упражнения с мячами у сетки. Нижняя и боковая подача. 1 14 Защитные действия 1 15-16 Тактические действия 2 17-18 Закрепление техники передач, подачи, приёма мяча. Учебная игра. 2 19 Баскетбол. Инструктаж по технике безопасности на занятиях по баскетболу. Передвижения, повороты, броски мяча в баскетбольную корзину. 1 20 Баскетбол. Ведение мяча и броски в баскетбольную корзину 1 21-22 Баскетбол. Штрафные броски 2 23-25 Баскетбол. Защитные действия 3 26-27 Баскетбол. Тактические действия 2 28-29 Баскетбол. Техника передвижения и остановки прыжком. 2 30-31 Баскетбол. Техника остановки двумя шагами бросок в кольцо. 2 32 Баскетбол. Бросок мяча одной рукой от плеча. Передачи: от груди, головы, от плеча. 1 33 Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления. Совершенствовать передачи мяча. 1 7 34 Баскетбол. Закрепление правил игры. 1