Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Южно-Сахалинска 693001; Россия, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Садовая, 5 тел./факс 72-46-40; 72-46-52; e-mail: vusgo.mbousosh.4@sakhalin.gov.ru О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». 1.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее - ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.3. ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений. 1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательной организации, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.5. Настоящее Положение является приложением к Основной образовательной программе образовательной организации 1.6. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения: качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; оценка в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий их достижения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся; внутренняя система оценки качества образования - система сбора, обработки данных по внутришкольным показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности школы, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора; экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности; измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольноизмерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; критерий - признак, на основании которого производится оценка и который конкретизируется в показателях и индикаторах - совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия;4 ■ ГИА - государственная итоговая аттестация; ■ ЕГЭ - единый государственный экзамен; ■ ОГЭ - основной государственный экзамен; ■ КИМ - контрольно-измерительные материалы; ■ ООП - основная образовательная программа; ■ УУД - универсальные учебные действия. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1 Целью внутренней системы оценки качества образования является: получение и предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности объективной и достоверной информации о состоянии и образовательной деятельности МБОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска, о тенденциях изменения качества общего образования, о причинах, влияющих на его уровень для обеспечения контроля и принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию качества образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений. 2.2. Задачами внутренней системы оценки качества образования являются: а) на первом организационно-подготовительном этапе: формирование единого понимания критериев оценки качества образования и подходов к его измерению; формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики; осуществление самообследования состояния развития и результативности образовательной деятельности МБОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска; определение степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности установленным требованиям; определение степени соответствия основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования нормативным требованиям и запросам основных потребителей образовательных услуг; оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; определение в рамках исследований степени соответствия качества начального общего, основного общего и среднего общего образования положениям образовательных стандартов общего образования; повышение доступности, объективности мониторинга оценки качества образования за счет введения системы оценивания на основе средневзвешенного балла; б) на втором деятельностном этапе: выявление факторов, влияющих на качество образования; содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах внутренней системы оценки качества образования; определение перспективных направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; отбор вариативных оценочных процедур; создание технологичных оценочных инструментов, в том числе на основе использования инструментов модуля «Многоуровневой системы оценки качества образования» (далее - МСОКО); отбор средств, обеспечивающих информирование участников образовательных отношений и широкой общественности о состоянии и тенденциях качества образования в МБОУ СОШ № 4; в) на третьем продуктивно-рефлексивном этапе: применение и совершенствование эффективных методических и технологических средств для проведения процедур оценки качества образования, в том числе вариативных, способствующих повышению точности измерений; расширение общественного участия в управлении образованием в МБОУ СОШ № 4; повышение информированности участников образовательных отношений и широкой общественности о результатах оценки качества образования в МБОУ СОШ № 4. 2.3.В основу внутренней системы оценки качества образования положены следующие принципы: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их образования; открытости и прозрачности процедур оценки качества образования; ’ доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней системы оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; 9 оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); инструментальное™ и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными аналогами; взаимного дополнения оценочных взаимосвязей и взаимозависимости; процедур, установления между ними соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в МБОУ СОШ № 4. 2.4. Функции внутренней системы оценки качества образования: обеспечение введения ФГОС и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений; аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания обучающихся; экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития образовательной организации; информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования; обеспечение внешних пользователей (представителей исполнительной и законодательной власти, работодателей, представителей общественных организаций и СМИ, родителей, широкой общественности) информацией о развитии образовательной организации, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей. 3. Организационная структура внутренней системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней системой оценки качества образования, включает в себя: руководителей (директор и заместители), педагогический совет, методический совет, предметные методические объединения и временные структуры (педагогический консилиум, комиссии др.). 3.2. Руководители (директор и заместители): -формирует, утверждает приказом директора образовательной организации и контролирует исполнение блока локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО образовательной организации, и приложений к ним; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО образовательной организации, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательной организации; организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечивает условия для подготовки работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальные и региональные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, самообследование, публичный доклад и др.); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Методический совет и методические объединения учителей-предметников: участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов образовательной организации; содействуют подготовке работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации. 3.4. Педагогический совет: содействует определению стратегических направлений развития системы образования в МБОУ СОШ № 4; содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в МБОУ СОШ № 4; принимает участие: - в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательной организации; - в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности; - в оценке качества и результативности труда работников образовательной организации, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согл'асовании их распределения в порядке, установленном локальными актами образовательной организации; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с образовательной организацией по вопросам образования и воспитания обучающихся, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в образовательной организации, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности образовательной организации; принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 4. Реализация внутренней оценки качества образования 4.1. Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования МБОУ СОШ № 4 планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса, определения технологии и инструментария оценки качества образования. Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования могут проводиться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Предметами внутренней системы оценки качества образования являются: качество планируемых результатов обучающихся по освоению основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; качество реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; качество условий, обеспечивающих образовательный процесс. 4.2. Качество планируемых результатов обучающихся по освоению основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования: личностные результаты обучающихся по освоению основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (включая показатели социализации учащихся); метапредметные результаты обучающихся по освоению основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (включая сравнение данных внутренней системы оценки качества образования и внешнего мониторинга); предметные результаты учащихся по освоению основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; здоровье обучающихся (динамика); достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг. 4.3. Качество реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования: основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (вносимые в них изменений, дополнений и уточнений) и соответствие требованиям образовательным стандартам общего образования и контингенту обучающихся; в том числе реализация календарных учебных графиков, учебных планов и рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и курсов внеурочной деятельности (соответствие требованиям соответствующих реализуемых образовательных стандартов); качество учебных занятий (уроков и курсов внеурочной деятельности) и индивидуальной работы с учащимися; дополнительные общеразвивающие образовательные программы (вносимые в них изменений, дополнений и уточнений) и соответствие запросам родителей (законных представителей). 4.4. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: кадровые условия (включая повышение квалификации, инновационную и методическую деятельность педагогов); психолого-педагогические условия; материально-техническое обеспечение; учебно-методические условия; информационные условия; санитарно-гигиенические и эстетические условия; медицинское сопровождение и общественное питание; психологический климат в МБОУ СОШ № 4 использование социальной сферы микрорайона и города; создание условий для функционирования коллегиальных органов управления МБОУ СОШ № 4, педагогический совет, представительные органы обучающихся, родителей (законных представителей); документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития МБОУ СОШ № 4). 4.5. В качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение результатов деятельности МБОУ СОШ № 4, привлекаются данные полученные в результате проведения внутришкольного контроля, ресурсы классного журнала и модуля АС «СГО» МСОКО. 4.6. Гласность и открытость результатов внутренней системы оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: основным потребителям (участникам образовательных отношений) результатов внутренней системы оценки качества образования; средствам массовой информации; размещение аналитических материалов самообследования, результатов функционирования внутренней оценки качества образования на официальном сайте МБОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска. 5. Порядок вступления Положения в силу и способ его опубликования 5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором. Изменения, вносимые в Положение, вступают в силу в том же порядке. 5.2. После утверждения Положения или изменений, внесенных в него, текст Положения или изменений размещается на официальном сайте МБОУ СОШ № 4 г. ЮжноСахалинска.